Поиск




Публикации | Первый и последний премьер- министр Советского Союза | ГРАНИ ЛИЧНОСТИ

Е.А. Иванов. В ОТДЕЛЕ ФИНАНСОВ ГОСПЛАНА СССР

Высокий профессионализм и замечательные человеческие качества Валентина Сергеевича Павлова ярко проявились в период, когда он руководил Отделом финансов, себестоимости и цен Госплана СССР. Этот отдел был в ряду наиболее сложных и ответственных подразделений Госплана СССР. Вспомним структуру Госплана в тот период, когда в нем работал Валентин Сергеевич. Она, эта структура, представляла собой пирамиду, в основании которой были отраслевые отделы. Их было более 50, затем шли сводно-функциональные отделы. Их было в то время 8. Это сводные отделы капитальных вложений, финансов, себестоимости и цен, социальных проблем, науки и техники, территориального планирования, совершенствования планирования, материальных балансов, товарооборота. И, наконец, завершал структурную пирамиду Госплана Сводный отдел народнохозяйственного планирования. (Правда, этот отдел в некоторые годы, в том числе одно время и тогда, когда работал в Госплане В.С. Павлов, назывался по-другому. Например, когда из этого отдела был выделен Отдел долгосрочного планирования, он назывался Отделом пятилетнего и годового планирования. Это название в наибольшей мере соответствовало его функции. Так он воспринимался и воспринимается до сих пор всеми госплановцами, которые просто называли его Сводным отделом (так и мы будем называть его).
разработка государственного плана, естественно, начиналась в отраслевых отделах, которые разрабатывали все разделы отраслевых планов, включая разделы, касающиеся капитальных вложений, финансов, по труду и зарплате, территориальный разрез и тд. На этой стадии осуществлялось предварительное согласование плановых проектировок в основном между смежными отраслевыми отделами. Свои разделы этих планов отраслевые отделы представляли в соответствующие своднофункциональные отделы, а план в целом в Сводный отдел народнохозяйственного планирования. Начинался основной этап сбалансирования плана.
Итак, Сводный отдел финансов, себестоимости и цен получал по каждой отрасли их проектировки по себестоимости, прибыли, финансовым ресурсам, заработной плате и другим денежным доходам населения, по затратам на капитальные вложения. Надо было сбалансировать все эти проектировки между собой и разработать сводный план финансовых ресурсов и баланс денежных доходов и расходов населения. Ту же работу делали по своим разделам плана и другие сводно-функциональные отделы. Тут и возникали основные проблемы и трудности сбалансирования плана. Отдел капитальных вложений на основе отраслевых проектировок (и, конечно, на основе представлений этого отдела о народнохозяйственной необходимости тех или иных строек) определял общую потребность в капитальных вложениях (сейчас используют термин инвестиции, но мы го-ворим о прошлом и будем применять старые термины), а Отдел финансов считал, что для такого объема капвложений нет финансовых ресурсов. Согласование этих показателей всегда проходило в крайне острых дискуссиях, сопровождалось огромным количеством детальных и сложных расчетов.
Не менее острым и сложным было сбалансирование денежных доходов населения с товарными ресурсами. Социальные отделы, да и отраслевые, естественно, доказывали необходимость наибольшего роста зарплаты и пенсий, а Отдел товарооборота (и тоже на основе проектировок отраслевых отделов, ведавших производством предметов потребления) показывал, что этот рост денежных доходов не может быть обеспечен товарными ресурсами. На плечи Отдела финансов и ложилась тяжесть сбалансирования этих показателей, нахождение ра-зумных пропорций.
Таким образом, основной объем балансовой работы приходился на сводно-функциональные отделы, а по основным стоимостным разделам плана — именно на Отдел финансов, себестоимости и цен. Однако не все пропорции удавалось сбалансировать на этой стадии. И тогда окончательное сбалансирование и согласование брал на себя Сводный отдел народнохозяйственного планирования. Конечно, этот отдел и на всех предыдущих стадиях сбалансирования плана не сидел сложа руки. Он постоянно отслеживал, как идет разработка плана, какие наиболее острые вопросы при этом возникают, активно вмешивался в этот процесс, старался найти решения, с тем чтобы максимально сблизить позиции отделов.
Структура Сводного отдела народнохозяйственного планирования в очень укрупненном виде повторяла структуру Госплана. Три заместителя этого отдела распределялись по всем другим отделам Госплана СССР, которые, как принято было говорить, они курировали. Один курировал все отделы по тяжелой промышленности, другой — отделы сельского хозяйства и производство предметов потребления, пищевую промышленность, а автор этих строк в течение многих лет курировал общеэкономические отделы и отделы уровня жизни — образования, здравоохранения, труда и зарплаты, капитальных вложений и финансовый отдел, которым руководил Валентин Сергеевич.
Куратор — «сводник" (так жаргонно называли работников сводного отдела народнохозяйственного отдела) практически ежедневно общался или с Валентином Сергеевичем (по телефону, а чаще лично), или с ведущими специалистами отдела, которым он руководил.
Надо сказать, что взаимоотношения кураторов сводного отдела с курируемыми отделами были непростыми и подчас конфликтными. Естественно, Сводный отдел всегда чего-то требует от них, постоянно недоволен теми материалами, которые они представляют, всегда хочет что-нибудь поправить или дополнить, да и решения, которые принимал куратор сводного отдела, далеко не всегда нравились курируемым отделам.
Ведь взгляд у «сводника» всегда специфический, не такой как у специалиста по какой-то одной, пусть и очень важной проблеме. «Сводник» видит всю картину целиком, хотя, может быть, без отдельных деталей, а специалист-проблемник видит мельчайшие детали, но не всегда видит всю картину. Отсюда и сложность нахождения взаимопонимания между куратором и курируемым.
Следует сказать, что у куратора финансового отдела проблем во взаимоотношениях с Валентином Сергеевичем не было. Он умел видеть не только детали финансового раздела плана, но как высококлассный экономист и всю картину в целом, во всех взаимосвязях отдельных показателей.
Главное то, что Валентин Сергеевич всегда правильно определял приоритеты. При всей важности финансов для него приоритетом были реальный сектор экономики и социальная сфера. Вспомним, что мы сейчас слышим от министров экономического блока Правительства. Они говорят об инфляции, об обменном курсе рубля, о дефиците бюджета и стабилизационном фонде, о ценах на нефть, но не о том, как должен развиваться реальный сектор экономики, какие отрасли приоритетны и т.д. Финансовая сфера стала самодостаточной. Произошла подмена целей. На первое место вышло достижение каких- то показателей в финансовой сфере, а не в сфере производства. Эго неправильно. При всей важности финансовой сферы, она все же призвана опосредствовать процессы развития реального сектора и социальной сферы. Валентин Сергеевич именно так подходил к делу, поэтому куратору-«своднику» было легко на-ходить с ним общий язык.
Всегда импонировало умение Валентина Сергеевича найти нетривиальное решение даже тогда, когда возникала конфликтная ситуация. Причем, это нетривиальное решение, не поступаясь своей принципиальной позицией, могло, как правило, удовлетворить позицию своего оппонента, что не мешало бы перенять многим. Это замечательное качество человека на службе государства, умного, мудрого.
Валентин Сергеевич очень умело организовал работу своего отдела. Выше было сказано, как много отделов было в Госплане. И у каждого из этих отделов возникали вопросы, которые
нужно было решить в отделе финансов. Валентину Сергеевичу невозможно было бы нормально работать, если бы решать большинство из этих вопросов приходилось бы ему одному. Но он сформировал систему ответственности за решение (именно решение, а не просто рассмотрение соответствующих вопросов) своих заместителей, начальников подотделов, каждого специалиста, и все в Госплане знали, к кому и по какому вопросу следует обратиться. Это ускоряло решение вопроса и освобождало время у начальника отдела для действительно вдумчивого анализа финансовых пропорций.
Конечно, были вопросы, с которыми приходилось обращаться непосредственно к Валентину Сергеевичу. И здесь ярко проявлялся его очень тактичный, правильный стиль общения.
У приходившего создавалось впечатление, что нет более важного вопроса, чем тот, с которым к нему пришли. Естественно, это было далеко не всегда так. У Валентина Сергеевича часто на очереди бывали другие, гораздо более важные вопросы, но он никогда не показывал этого пришедшему к нему, для которого его вопрос был действительно самым важным. Посетитель никогда не чувствовал, что от него хотят отделаться. Валентин Сергеевич часто говорил секретарше: «Роза, ни с кем меня не соединяй, мне надо обсудить важный вопрос», (Роза Ивановна Комочкина — секретарь отдела, очень четкий работник).
Это поднимало уверенность посетителя, его значимость в собственных глазах, позволяло ему более четко доложить вопрос, а Валентину Сергеевичу вникнуть в него — и ускоряло его решение. А ведь как бывало (да и сейчас бывает) у многих начальников: посетитель только начал докладывать, как зазвонил телефон. Начальник 15 минут разговаривает по телефону и подчас забывает, о чем идет речь, начинается все снова, и вновь звонит телефон. И так не раз. Кстати, Роза Ивановна никогда просто не отказывала звонившему соединить его со своим на-чальником. Она всегда спрашивала, кто звонит и как ему перезвонить, и как только Валентин Сергеевич освобождался, соединяла их. Так что никто не страдал, а наоборот, создавалась благоприятная атмосфера для решения проблем.

Поражало умение Валентина Сергеевича быстро и достаточно глубоко вникать в новые и подчас не очень известные вопросы. Так, как-то группа ответственных работников Госплана СССР была послана в Эфиопию. Предстояло изучить экономическую ситуацию в этой стране и дать рекомендации по дальнейшему перспективному развитию ее экономики. Входил в эту группу и Валентин Сергеевич, который должен был подготовить рекомендации по очень сложному для Эфиопии финансовому и кредитному блоку вопросов. Большинство членов группы до этого момента практически мало что знали об экономике страны. И времени для работы было отведено совсем немного. Автор этих строк в группе выполнял роль «сводника" и поэтому видел работу всех ее членов. Валентин Сергеевич быстрее и глубже многих вошел в тему и давал рекомендации, поразившие своей обоснованностью.
Валентин Сергеевич являлся в Госплане СССР примером вдумчивого действительно государственного подхода к решению финансовых проблем, чуткого, тактичного отношения к коллегам по работе.
© Все права защищены.