Поиск




Публикации | Первый и последний премьер- министр Советского Союза | РЕФОРМАТОР НА СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВА

ОТОЙТИ ОТ КРАЯ ПРОПАСТИ

Даже в нестабильной и взрывоопасной ситуации, сложившейся в стране к началу 1991 года, Премьер-министр В.С Павлов настойчиво и упорно проводил линию на рыночные отношения: приступил к реализации комплексной реформы цен, которую не удавалось осуществить в течение долгого времени. Естественно, изменение цен не добавило ему популярности в народе. Но не это заботило Валентина Сергеевича. Через органы печати он пытается «достучаться" до общества, обратить внимание на серьезность ситуации. Под его руководством была разработана «Программа совместных действий Кабинета Министров СССР и правительств суверенных республик по выводу экономики страны из кризиса в условиях перехода к рынку». И ее он тоже пропагандирует в СМИ. Приводим отрывки из публикаций и документов того периода.

ОТОЙТИ ОТ КРАЯ ПРОПАСТИ — ДОСПОРИТЬ МОЖНО ПОТОМ

Из статьи В.С. Павлова
«Огонек» №17. Апрель 1991 г.

Я попросил проанализировать отношение прессы к Кабинету в первые месяцы его деятельности. Оказалось, что практически все популярные издания, не дожидаясь каких-либо конкретных шагов и результатов, заняли однозначную и абсолютно отрицательную позицию по отношению к Кабинету и его Премьер-министру. То есть, как говорится, с порога была отвергнута возможность сотрудничества или конструктивной оппозиции. Хочу надеяться, что тяжесть ситуации, в которую попала страна, общая ответственность за будущее людей приведут к уходу с позиций конфронтации. Предложение выступить в
«Огоньке» я рассматриваю как конкретный шаг в этом направлении.
Зачастую новый Кабинет Министров воспринимается как продолжение действий прежней системы, но это не так. Входя в состав предыдущего Правительства, многие из нас неоднократно предлагали меры, которые сейчас выдвигают представители различных общественных движений и политических направлений. Я, например, еще в 1986 году выступал с предложениями о реформе цен, введении параллельных денег, осуществлении радикальных шагов в земельной реформе. Тогда меня не поддержали даже те, кто сейчас включил это в свои программы и претендует на авторство.
Три месяца назад Кабинет приступил к своим обязанностям в чрезвычайных условиях все нарастающего кризиса. Экономический и политический кризисы, взаимодействуя, усиливают друг друга. Необходимо отойти от края пропасти, чтобы на дне ее не оказались и мы, и наши дети — доспорить можно потом. <...>
В печати будет опубликована антикризисная программа Кабинета Министров, и, видимо, нет необходимости ее излагать. Хочу лишь остановиться на принципиальных моментах наших подходов к ее разработке. Работая над проектом программы, мы старались максимально учесть уроки прошедшего периода перестройки, все здравые идеи и конструктивные предложения, независимо от идеологических, религиозных и иных убеждений их авторов, их постов или известности в стране. Мы берем все рациональное как из программ предыдущего Совета Министров, так и из документов и материалов республик, различных общественных движений, групп и отдельных лиц — А. Сахарова, А. Солженицына, Н. Назарбаева,
Г. Явлинского, С. Кургиняна, Т. Корягиной и многих других. <...>
Это должна быть программа именно выживания. Потому что мы не считаем возможной такую плату за «гипотетическое будущее" как гибель от суровых условий жизни малоимущих и неприспособленных, невозможность воспитывать и обучать своих детей и недоступность для них других жизненно важных возможностей в нашем обществе. Каждая семья должна иметь необходимый минимум для гарантированного выживания, а остальное зависит от ее трудолюбия и предприимчивости.
Должна быть активизирована вся трудоспособная часть населения, для чего надо создать возможности и снять ограничения на разнообразную деятельность. Ограничена она должна быть только по самым опасным направлениям. Это те направления, которые могут привести в реальных условиях нашего общества к пренебрежению абсолютным приоритетом — правом на жизнь. <...>
Разгосударствление может касаться только государственной собственности. Закрепленное в Конституции СССР и в сознании народа положение об общенародной собственности на землю делает незаконной продажу земли отдельным лицам. Необходимо подтвердить право каждого гражданина на землю. Ущемление этого права в азарте реформ в будущем чревато тяжкими социальными конфликтами. <...>
Такого же взвешенного подхода требует начавшаяся приватизация. Раздел собственности нельзя производить в условиях угрожающего жизни кризиса и расщепленного общественного сознания. Эту акцию надо проводить только в интересах всего народа, не ущемляя прав ни одного гражданина страны, ни одной матери-одиночки, какой бы «социально слабой» она ни казалась. <...>
Мы должны сделать все, чтобы преодолеть этот кризис. Уверен, что сегодня жизненно важно уйти от противостояния, когда одни не хотят поступаться старыми принципами, другие стремятся силой опять навязать всем свои новые принципы. Главное сегодня — это реализм, дело и ответственность за судьбу страны и народа.
из ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О программе действий Кабинета Министров СССР по выводу экономики из кризиса
рассмотрев представленную Президентом СССР программу действий Кабинета Министров СССР по выводу экономики страны из кризиса, Верховный Совет СССР постановляет:
1. Поддержать основные положения программы действий Кабинета Министров СССР по выводу экономики из кризиса, рассматривая ее как главное содержание работы Правительства СССР на ближайший период.
2. Кабинету Министров СССР провести необходимую доработку программы с учетом замечаний и предложений республик, комитетов Верховного Совета СССР, постоянных комиссий, палат и народных депутатов СССР. Соответствующим комитетам и комиссиям Верховного Совета СССР принять участие в доработке проекта программы.
Итоги указанной работы доложить Верховному Совету СССР до 20 мая 1991 года.
Настоящая программа рассматривается как основа для координации совместных действий суверенных республик и Союза ССР на 1991—1992 годы, создает условия, позволяющие каждой республике разработать и осуществлять собственную программу выхода из кризиса и перехода на рыночные отношения.
Основные положения программы
Стратегические цели совместных действий заключаются в глубокой структурной перестройке экономики на нужды человека, построении социально ориентированного рыночного хозяйства в рамках единого общесоюзного экономического пространства.
Кризисная обстановка требует принятия экстренных мер с тем, чтобы в течение года добиться:
восстановления среднесуточных объемов производства в отраслях жизнеобеспечения населения и базовых отраслях народного хозяйства и предотвращения разрушения народного хозяйства страны;
обуздания неуправляемой инфляции, стабилизации денежного обращения и покупательной способности населения;
нормализации снабжения населения основными видами продовольствия, медикаментами, товарами первой необходимости.
Правительства Союза ССР и суверенных республик реализуют по каждому из этих направлений комплекс целенаправленных мер, с тем, чтобы на их основе ос-тановить падение жизненного уровня народа и стабилизировать экономику страны. <...>

АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА И СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР

Из статьи В.С. Павлова
«Экономика и жизнь» N.26. Июнь 1991 г.

...Хотел бы сказать еще два слова об антикризисной программе, о ходе ее реализации. Как мы оцениваем сегодняшнюю ситуацию? Если говорить прямо, то особого улучшения в экономике пока не происходит. Но могу откровенно доложить (и я очень этому рад), что спад производства удалось остановить. В общем, не сбылись предсказания тех, кто так или иначе предрекал нам, что будет падение объема производства на 20—30 процентов, а некоторые называли и большую цифру. Дело, видимо, в том, что многие рассчитывали на дальнейшее раскручивание забастовочного движения, вплоть до всеобщей стачки и смену на этой основе общественного строя.
На сегодняшний день Правительство контролирует положение дел в народном хозяйстве и восстанавливает свое
влияние. Но дается это с большим трудом, с огромным напряжением. Пока еще, к сожалению, мы нередкосталкиваемся с проявлениями популизма в разной форме. Опять сталкиваешься с тем, что мы разрешаем все, что хотите. Повысим кому зарплату, кому пенсию, кому еще что. А когда начинаешь смотреть, что за этим есть, то видишь, что за этим ничего нет. Возникают такие угрозы по существу. Поэтому мы для себя давно решили, что сейчас тот самый момент, когда можно в течение двух-трех месяцев или стабилизировать ситуацию в производстве и на рынке, или окончательно потерять управление. Все будет зависеть от того, как сложится политическая обстановка в стране. Это наше твердое убеждение — убеждение в том что спасение в единстве и дисциплине.
Что мы видим приоритетным, первоочередным? Произошел спад производства продовольствия, это не секрет. Мы сократили объем производства продовольствия за пять месяцев на семь процентов. При этом ударили, конечно, по самому больному: сократились закупки скота и птицы на 13 процентов и молока на 13 процентов. Поэтому мы исходили из того, что агропромышленный комплекс — это приоритет из приоритетов. <...>
Теперь о потребительском рынке в целом, что тоже, с нашей точки зрения, является одним из ключевых моментов антикризисной программы. Производство за этот период всех товаров народного потребления как продовольственных, так и непродовольственных снизилось, но вместе с тем нам удалось не допустить резкого падения. Как ни странно, за пять месяцев нам удалось ограничиться уровнем падения 3 процента, то есть мы оказались на уровне 97 процентов к прошлому году по производству. Поэтому сейчас снижение розничного товарооборота приостановлено.
Физический объем товарооборота по сравнению с прошлым годом в апреле составил 69 процентов, то есть упал на 31 процент, в мае он поднялся до 75 процентов, то есть начало проявлять себя восстановление физического объема товарооборота. Хотя, конечно, это очень, я бы сказал, неустойчивый уровень, он в любой момент может качнуться и в ту и в другую сторону, но тем не менее отрадно хотя бы то, что он перестал катиться вниз.
Говоря о потребительском рынке, я хотел бы осветить кратко вопрос на тему «Цены и компенсации». В целом в результате реформы розничные цены возросли в два раза по сравнению с маем 1990 года. Поэтому, когда говорят «в четыре, в пять раз» — это от эмоций.
Предполагалось, как вы знаете, повысить цены в 1,6 раза. Чтобы быть справедливым, в принципе цифры 1,6 тоже подтвердились. Почему мы вышли на повышение в два раза? Дело заключается в том, что ряд республик, в том числе Россия, прибалтийские республики, Молдова, Армения и Грузия, расширили сферу применения договорных и свободных цен. Почти повсеместно все исполкомы провели повышение тарифов на городской транспорт, бытовые и коммунальные услуги. Этого ни союзное правительство, ни Верховный Совет не принимали и не рассматривали. Если вы помните, мы принимали решение воздержаться от проведения этих мероприятий. Была специальная договоренность, потому что это касается всей массы людей повседневно. И поэтому лучше было бы это не смешивать, воздержаться. Такое решение было принято Верховным Советом СССР. Но должен вам доложить, что, к сожалению, везде это провели. И совместили все 2 апреля. Поэтому в массовом сознании сложился стереотип, что это сделано союзным правительством. И, кроме того, в массовое сознание продолжают внедрять мысли о том, что мы обманули с точки зрения повышения уровня цен, а это тоже неправда. <...>
Докладывая об этом, я не могу не сказать, что в связи с антикризисной программой в народе очень часто задается вопрос: когда произойдет новое повышение розничных цен на основные товары народного потребления? Особенно часто теперь стали говорить, что произойдет это после выборов Президента России. Позиции Правительства однозначны: новое повышение розничных цен на основные продовольственные и непродовольственные товары в те-
кушем году проводить нецелесообразно. Мы считаем, что сегодня большинство предприятий, которые не укладываются по тем или иным причинам в этот уровень цен, должны искать причину этого не в уровне цен, а в организации производства. Если мы сегодня восстановим объем производства, то вопрос рентабельности наших предприятий должен быть просто снят с повестки дня, и должен оставаться только один вопрос — о бесхозяйственности. <...>
Я считаю, что у нас есть все основания говорить о том, что наш политический климат в стране начал меняться к лучшему. И в принципиальном плане это открывает возможности для более слаженных и активных действий Кабинета Министров Союза совместно с республиками по преодолению кризиса и динамичному переходу к рыночным отношениям.
Но главное, с нашей точки зрения, условие — обеспечение сохранения единого государства и единства экономического пространства, единства экономической, особенно финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Чем скорее и последовательнее мы будем действовать в этом направлении, тем быстрее и с меньшими потерями выйдем из кризиса.
© Все права защищены.