Поиск




Публикации | Первый и последний премьер- министр Советского Союза | РЕФОРМАТОР НА СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВА

В МОМЕНТ КРИЗИСА

Рубеж 1990-х годов был очень сложным для страны. События развивались поистине драматически. В борьбе за власть в верхних эшелонах использовали все — и недовольство рабочего класса, и амбиции республиканской элиты. Под российскую юрисдикцию перешли некоторые крупнейшие предприятия, провозглашалось верховенство республиканских законов, шло создание параллельных структур республиканских госбанков...
Ухудшилось материальное положение трудящихся. Начались забастовки на предприятиях. Особенно активно выступали шахтеры. Росли потери от забастовок.
В этот кризисный момент В.С. Павлов не побоялся встретиться с народом. Он выезжал на места, разговаривал с бастующими. И участвовал во встрече с представителями горняков в Кремле. Это было 2 апреля 1991 года. На этой встрече удалось найти общий язык с трудящимися. Были разработаны меры по выходу из кризиса. В их числе — новый закон о порядке разрешения трудовых споров, тарифные соглашения, генеральные соглашения с профсоюзами и т. п.
Об этом свидетельствуют документы того периода.
ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О приостановлении забастовок на предприятиях угольной промышленности страны
Учитывая чрезвычайную ситуацию в народном хозяйстве, складывающуюся в результате забастовок на предприятиях угольной промышленности, и в целях предотвращения невосполнимого ущерба экономике страны, возможного срыва важнейших социальных программ, Верховный Совет СССР постановляет:
1. Поручить Кабинету Министров СССР совместно с правительствами республик незамедлительно начать рассмотрение пакета экономических и социальных требований региональных рабочих комитетов угольных бассейнов, с участием представителей шахтерских коллективов, профсоюзов горняков выработать согласованные меры по улучшению условий труда и материального положения горняков, нормальному развитию отрасли.

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ СССР
РАСПОРЯЖЕНИЕ от 3 апреля 1991г, №256р
Москва, Кремль



Госплану СССР и Госснабу СССР выделить дополнительно в 1991 году Минуглепрому СССР на строительство жилых домов и объектов социально-культурной сферы и коммунального хозяйства в шахтерских городах и поселках в соответствии с заданиями, установленными постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1989 г. № 608, материально-технические ресурсы согласно приложению.
Госснабу СССР, Минуглепрому СССР, другим министерствам и ведомствам СССР и правительствам союзных республик обеспечить прикрепление, заключение соответствующих договоров в равномерную поставку указанных материально-технических ресурсов. 

Из сообщений прессы
В КАБИНЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
В связи с переходом народного хозяйства на рыночные отношения, появлением новых форм собственности тре-буется четкое разграничение прав и ответственности между собственниками средств производства и трудовыми коллективами. Это особенно необходимо в условиях введения новых цен, осуществления мер по социальной защищенности трудящихся, реформы оплаты труда, в первую очередь такое разграничение следует провести в базовых отраслях, обеспечивающих стабильность развития
всего народного хозяйства.
В связи с этим Кабинет Министров СССР принял распоряжение, в котором поручено Минэнерго СССР, Минатомэнергопрому СССР, Миннефтегазпрому СССР, госконцерну «Газпром», Минметаллургии СССР, госконцерну «Норильский никель», Минхимнефтепрому СССР, Агрохиму, МГО «Технохим», МПС СССР и Минморфлоту СССР совместно с соответствующими профсоюзными объединениями создать комиссии и заключить до 1 июля
1991 г. тарифные соглашения на 1992—1995 годы, предусмотрев в них взаимные обязанности сторон за обеспечение народного хозяйства необходимым для его нормального функционирования объемом продукции (работ, услуг), а также комплекс социальных гарантий трудящимся в зависимости от характера и условий производства в отрасли.
Контроль за ходом выполнения распоряжений возложен на заместителей Премьер-министра СССР т. Догужиева В.Х. — по МПС СССР, Минморфлоту СССР, Минхимнефтепрому СССР, Агрохиму, МГО «Технохим»; т. Величко В.М. — по Минметаллургии СССР и госконцсрну «Норильский никель»; т. Рябева Л.Д. — по Минэнерго СССР Минатомэнергопрому СССР, Миннефтегазпрому СССР и госконцерну «Газпром».
Министерству труда и социальных вопросов СССР и Министерству юстиции СССР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами с участием профсоюзов предложено подготовить предложения об ответственности сторон тарифного соглашения и представить их на рассмотрение Кабинета Министров СССР.
«Правда», 8 апреля 1991 г.
ИЗ ДОКЛАДА В.С. ПАВЛОВА НА СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
Уважаемые товарищи депутаты !
На ваше рассмотрение представлен проект Закона СССР «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)».
Чем вызвана необходимость внесения изменений и дополнений в Закон? По моему мнению, двумя главными причинами. Первая, тем, что действующий Закон от 9 октября 1989 г. по этому вопросу, мягко говоря, трудовыми коллективами не исполняется. Вторая причина заключается в том, что в Законе по существу не предусмотрены меры ответственности за нарушение этого Закона, что является одним из факторов, почему забастовки приняли массовый характер.
Анализируя характер забастовок, следует отметить, что они, как правило, стихийны, проводятся без предупреждения администрации и без соблюдения предусмотренных законом процедур.
В результате администрация предприятий ставится в трудное положение. Падают объемы производства, в итоге сами трудовые коллективы теряют значительные поступления прибыли — отсюда и резко уменьшаются фонды потребления. Снижается уровень заработной платы, а для большинства рабочих и их семей зарплата является, как правило, единственным источником существования.
Наряду с этим, и об этом нужно сказать прямо, забастовочное движение используется некоторыми деструктивными силами в политических целях. Идет прямая спекуляция рабочим движением. И это отчетливо показали недавние переговоры с шахтерами. как только Правительство находит с представителями забастовочных коллективов взаимоприемлемые экономические решения — тут же кем-то из присутствующих подбрасывается «идейка» явно провокационного политического характера.
Мы хотим, что бы трудности перехода к рынку не принимали крайних форм, что бы они были по возможности, сглажены, менее безболезненны для трудящихся, в том числе для шахтеров. Однако нынешние забастовки способны лишь обострить этот процесс, сделать его более трудным. Но может быть, именно эту цель ставят перед собой организаторы забастовок?
Учитывая сложившуюся ситуацию не только в угольной промышленности, но и в других базовых отраслях, Кабинет Министров СССР ищет выход из возникающих трудовых конфликтов. Так, 5 апреля с.г. нами принято распоряжение о разработке рядом министерств и соответствующих профсоюзных объединений тарифных соглашений на 1992-1995 годы. По нашему мнению, эта работа должна быть завершена в текущем квартале. Принятое Правительством СССР решение через средства массовой информации уже обнародовано .
Полагаю, что это только первый шаг. Надо, чтобы такие соглашения были разработаны во всех отраслях. Поэтому Министерству труда и социальных вопросов необходимо ускорить разработку проекта Генерального тарифного соглашения.
практика показывает нецелесообразность сохранения нормы, согласно которой решение вопроса о приостановке и об отсрочке забастовки возложено на законодательные органы государственной власти СССР и союзных республик. Для оперативного решения этого вопроса в проекте предлагается передать его в компетенцию Президента СССР и Премьер-министра СССР. Кроме того, предусматривается, что союзные республики могут предоставить такое право соответствующим должностным лицам республики.
Проект в полной мере учитывает новый статус профсоюзов, закрепленный Законом СССР «о профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности», предоставляя им более широкие права в разрешении коллективных трудовых споров.
© Все права защищены.