Поиск




Публикации | Первый и последний премьер- министр Советского Союза | РЕФОРМАТОР НА СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВА

КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМЫ ЦЕН

Главным делом в период своей работы на посту Председателя Государственного комитета СССР по ценам (1986—1989) В.С. Павлов считал разработку комплексной реформы цен. "Эта реформа, — подчеркивал Валентин Сергеевич в своей книге «Упущен ли шанс?», — могла не только поправить пошатнувшуюся экономику, но и создать новые стимулы к труду, положить начало развитию частного сектора».
Его взгляды на эту проблему изложены в интервью, данном газете "Социалистическая индустрия» 1 апреля 1988 года.
Приводим отдельные высказывания В. С. Павлова.

ЦЕНЫ В ЗЕРКАЛЕ ЭКОНОМИКИ


В. Павлов, Председатель Государственного комитета СССР по ценам «Социалистическая индустрия». 01.04.88.
Самое важное для всех нас сегодня — осознать тот факт, что потребность в радикальной реформе цен продиктована объективными изменениями в уровне развития производительных сил общества и принципиально новыми задачами, вставшими перед экономикой. Применявшаяся система цен базировалась на принципах, отвечающих требованиям экстенсивного пути развития и стала активным тормозом развития народного хозяйства, повышения его эффективности, а в конечном итоге — роста жизненного уровня нашего народа. Именно поэтому необходима радикальная реформа ценообразования, взаимоувязанная перестройка всего нашего «ценового хозяйства» — оптовых закупочных, розничных цен и тарифов.
Между тем многие органы печати и специалисты сосредоточили свое внимание исключительно на розничных ценах. При этом, сознательно или нет «забывается» объективная закономерность: стоимость товаров в магазинах прямо зависит от уровня нашего хозяйствования.
По-житейски такой однобокий подход объясним. Все мы — покупатели, и стоимость продуктов питания, товаров повседневного спроса непосредственно затрагивает и интересует всех. А вот как изменятся цены, к примеру, на прокат или станки, многие считают несущественным. Но в действительности уровень этих цен обязательно сказывается и на стоимости продуктов питания, других потребительских товаров. Просто эта связь скрыта от наших глаз — опосредована трудовой деятельностью целой цепочки коллективов, выпускающих продукцию, не имеющую на первый взгляд отношения к мясу и молоку.
Необходимо эту связь глубоко и квалифицированно разъяснить. В противном случае так и не будет преодолено ошибочное представление о том, что жизненный уровень населения предопределяется чьим-то волевым решением или желанием, а не уровнем развития производства и производительности общественного труда. Останется непонятным, что повышение реальных доходов населения можно обеспечить только в случае опережающего роста производительности общественного труда по сравнению с ростом денежных доходов населения. Только тогда заработная плата, пенсии, стипендии и другие виды доходов населения, включая поступления из общественных фондов потребления будут расти быстрее, чем уровень цен на потребительские товары и тарифы.
На решение этой задачи нацелена происходящая в стране радикальная экономическая реформа. Но, меняя модель управления хозяйственным механизмом, объективно необходимо изменить и модель ценообразования, выработать его новую концепцию. Дело не только и не столько в том, чтобы поднять или снизить уровень цен. Необходимы другие цены и другие принципы их формирования. Они должны отражать сложившиеся и
развивающиеся в народном хозяйстве пропорции и отношения, формы их проявления и методы управления. Всякие попытки ограничиться полумерами, а их нетрудно найти в нашей истории, лишь усложнят и запутают и без того непростую социально-экономическую реальность.
К 1962 году была «съедена» разница, искусственно заложенная в цену сразу после войны, и пришлось пойти на тридцати процентное повышение одновременно и закупочных, и розничных цен на мясо, молоко. А еще через три года уровень закупочных цен превысил уровень розничных, и были впервые введены государственные дотации на продовольственные товары.
Крупные ресурсы, которые стали вкладываться в интенсификацию сельскохозяйственного производства, приносили отдачу. Но параллельно с увеличением производства продовольствия шел рост дотаций.
Цены должны быть максимально гибкими, чутко улавливать изменения спроса и предложения. Ждать годами очередного пересмотра — недопустимая роскошь. Ну и, наконец, система цен должна работать как система. Изменения в любом ее звене дают соответствующую реакцию по всей цепочке. И нужно это учитывать, не дожидаясь, пока противоречия наслоятся и выльются в очередные диспропорции.
Практическое решение этих задач дает принцип демократического централизма. Демократизация ценообразования осуществляется через передачу максимума работы, связанной с формированием цен на уровень предприятий. Встречаясь между собой, как продавец с покупателем, они и должны находить взаимоприемлемые, или, говоря другими словами, общественно необходимые затраты на производство данного вида продукции. Здесь важную роль должны сыграть договорные цены. Только пов-седневный контроль потребителя, базирующийся на его экономических интересах, может стать объективным фундаментом эффективной системы управления ценами. Основополагающими мероприятиями в этой связи должна стать прямая зависимость доходов коллектива
предприятия от уровня затрат на потребляемые материальные и трудовые ресурсы, насыщение рынка широким кругом то-варов, а в силу этого — и ликвидация их дефицита.
Что же касается централизма, то его надо реализовать через сохранение за государством определения порядка формирования и применения цен, установления на основные виды товаров, определяющих уровень затрат и стоимостную структуру производства и потребления. Кроме того, для обеспечения приоритета общенародных интересов необходимо сформировать действенную и гибкую систему государственного контроля за дисциплиной цен.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что предстоящую реформу ценообразования ни в коем случае нельзя сводить лишь к изменениям розничных цен. Проблема куда шире и глубже. И закрывать глаза на это, прятаться от реальных трудностей, по меньшей мере, не разумно. Вопрос сегодня стоит так: сумеем мы обеспечить народное хозяйство действенным экономическим инструментом, стимулирующим достижение высоких конечных результатов, или нет? Реформа цен не самоцель, а средство решения проблем, сдерживающих наше развитие и восстановление социальной справедливости. Для большинства населения мы видим в ней положительные конечные результаты, уверенны, что это путь правильный. Отсюда и наше отношение — надо по нему идти.
© Все права защищены.