Поиск




Публикации | Первый и последний премьер- министр Советского Союза | РЕФОРМАТОР НА СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВА

Л. И. Розенова ВО ГЛАВЕ ГОСКОМЦЕН СССР

Постановлением Совета Министров СССР В.С. Павлов в 1986 году был назначен Председателем Государственного комитета СССР по ценам.
Приступил он к работе в Государственном комитете СССР в очень сложный период. В плановой экономике цены должны были выполнять три основные функции. С одной стороны, цена должна выступать как измеритель общественно необходимых затрат (учетная функция), с другой — стимулировать предприятия на повышение технического уровня и качество продукции (стимулирующая функция) и, наконец, через цены осуществлялось перераспределение чистого дохода между отдельными отраслями народного хозяйства.
К. 1986 году цены, действовавшие с 1 января 1982 года, существенно устарели и на практике не выполняли учетную функцию, не создавали условия для повышения эффективности производства, не оказывали регулирующее воздействие на сбалансированность спроса и предложения. Был нарушен принцип управления системой цен как единым целым,
сложились серьезные несоответствия в уровне оптовых, закупочных и розничных цен. В этих условиях назрела коренная перестройка системы цен и был необходим руководитель, способный возглавить эту работу.
Когда специалисты в области ценообразования узнали о назначении В.С. Павлова Председателем Госкомцен СССР они вздохнули с облегчением. Ни для кого не секрет, что зачастую, когда в организацию приходит «новый начальник», приходится писать дополнительные справки, обоснования, объяс-нения для нового руководителя, пока он не войдет в курс дела.
С приходом В.С. Павлова такая бумажная работа не требовалась. На должность Председателя Госкомцен СССР был назначен человек, имеющий глубокие знания в области мировой и отечественной экономики, знающий порядок, методологию и практику ценообразования. Наряду с тем, что Валентин Сергеевич был специалистом в области ценообразования, он, с одной стороны, квалифицированно владел вопросами формирования издержек производства, т.е. начальной стадией расчета цен, а с другой, — анализом последствий изменения цен для народного хозяйства в целом, а также для отдельных отраслей и предприятий (конечная стадия формирования цен).
Этими вопросами В.С. Павлов занимался около 7 лет в Госплане СССР, вначале в качестве начальника Отдела финансов, себестоимости и цен, а затем как член Коллегии Госплана СССР.
С таким экономическим багажом В.С. Павлов, опираясь на мировой и отечественный опыт, с присущей ему энергией приступил к подготовке реформы цен. Разработанные принципы перестройки ценообразования предусматривали последовательное отражение в ценах общественно необходимых затрат на производство и реализацию продукции, ее потребительских свойств, качества и платежеспособного спроса, ставили целью придания ценам противозатратного характера, обеспечение экономических условий для сбалансированности в народном хозяйстве натурально-вещественных и стоимостных пропорций, сокращение излишних перераспределительных процессов.
Валентин Сергеевич понимал, что в действующей системе сложилась необоснованная централизация в установлении цен и тарифов, такой порядок фактически устранял потребителей от процессов ценообразования. Уже в 1987 году были утверж-дены методики определения цен и тарифов по согласованию с потребителями на продукцию производственно-технического назначения, изготовляемую по индивидуальным и разовым заказам, впервые осваиваемую новую продукцию, новые непродовольственные товары народного потребления, а также отдельные виды продовольственных товаров, сельскохозяйственную продукцию, закупаемую и реализуемую кооперативными организациями. В перспективе планировалось расшире-ние сферы договорных и расчетных цен на сельскохозяйственную продукцию, а также розничных цен.
По существу, договорные цены — это рыночные цены, так как рынок — это столкновение спроса на предложения, другими словами, договор продавца и покупателя.
Вместе с тем, В.С. Павлов понимал, что демократизация ценообразования и постепенное увеличение объема продукции, реализуемой по договорным ценам, не должны привести к ухудшению жизненного уровня населения, а, наоборот, способ-ствовать более полному осуществлению социальной справедливости.
Парадокс ситуации заключается в том, что рынок не может развиваться в полной мере без свободных договорных цен, а договорные цены, в свою очередь, должны опираться на рыночные структуры и взаимодействовать с другими рыночными механизмами и рычагами. Отсутствие рыночных структур в то время (так же, как и в период перехода к рынку, начиная с 1992 года) требовали, по мнению В.С. Павлова, определенного го-сударственного регулирования. В этой связи Госкомцен СССР ввел ряд ограничений для договорных цен, в частности, по уровню рентабельности. Кроме того, в 1987 году было принято постановление о повышении государственного контроля над правильностью установления и применения цен.
На мой взгляд, многие принципы определения договорных цен и контроля за их формированием, разработанные Госкомцен СССР, могут быть использованы в рыночной экономике.
Следует отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой государство с помощью различных рыночных рычагов регулирует процессы ценообразования и, прежде всего, соотношения цен на топливо (уголь, газ, мазут), а также на взаимозаменяемые виды сырья, черные, цветные металлы и пластмассы, натуральные и синтетические материалы. Рассчитанные Госкомцен СССР в 1986—1987 годах соотношения цен на взаимозаменяемые виды продукции соответствовали пропорциям в странах с рыночной экономикой. К сожалению, разработанные с участием В.С. Павлова соотношения цен не были востребованы при массовой либерализации цен в России в
1991 году, хотя назвать отечественную экономику рыночной в тот период (и даже сейчас) вряд ли возможно.
В развивающейся рыночной экономике постоянно есть силы, подчиняющие цены частным интересам. И только государство способно противодействовать на несовершенном рынке этим интересам, заботясь о развитии рыночной экономики, исключающей острые социальные конфликты. Об этом свидетельствует и мировой опыт.
Я думаю, что для читателей книги представляет интерес, как Валентин Сергеевич относился к специалистам, с которыми работал. Следует отметить, что в Госкомцен СССР, в котором я проработала 25 лет, всегда существовала определенная демократия. С приходом В.С. Павлова производственные отношения в Комитете не изменились. На заседаниях Комитета специалисты могли высказать свою точку зрения, даже если она отличалась от позиции руководства подразделения. И это было обоснованно, поскольку каждый специалист курировал определенный прейскурант цен, а каждый прейскурант охватывал отрасль или подотрасль народного хозяйства. Специалист должен был знать организацию производства, технологию и экономику соответствующей отрасли и ее предприятий, а также прогноз последствий ценовых решений. И прежде чем принять окончательное решение по ценам на важнейшие виды продукции, социально значимые товары и продукты питания, Валентин Сергеевич рассматривал расчеты и обоснования цен не только со своими заместителями и руководителями структурных подразделений, но и со специалистами.
Что касается отношения Валентина Сергеевича к проблемам кадров, то можно охарактеризовать их словами — забота о человеке. Приведу пример. Один из начальников отдела (фамилию не называю) имел тяжелые жилищные условия (в небольшой 2-комнатной квартире проживали он, жена, дочь, зять, внучка). Однако фактически количество квадратных метров, приходящихся на одного человека, было все-таки больше, чем минимальная норма, в соответствии с которой семью могли бы поставить на так называемую очередь для получения жилья.
Валентин Сергеевич добивался улучшения жилищных условий для этого специалиста. В те времена при районной власти были созданы общественные комиссии, в которые входили ветераны труда, так называемые старые большевики (люди с большим партийным стажем) и представители предприятий и организаций района.
Известно, что жилищные проблемы имели место у многих людей. Поэтому эти комиссии строго следили за предоставлением жилплощади, особенно служащим и чиновникам, отдавая предпочтение людям рабочих профессий. Обычно на заседание комиссии направлялся начальник отдела кадров организации с письмом от ее руководства.
Валентин Сергеевич изменил этот порядок и сам приехал на заседание комиссии, где рассказал за кого он просит, как много этот человек делает для экономики страны, и получил одобрение комиссии. Позднее, один из членов комиссии сказал: «Впервые за многолетнюю работу комиссии на ее заседание приехал министр. Хотел бы я работать с таким человеком, который так заботится о своих специалистах".
Валентин Сергеевич был ученым и практиком. Основная его черта — государственный подход при решении любых вопросов, что особенно наглядно проявлялось при разработке основных направлений перестройки системы цен.
В совершенстве владея натуральными и стоимостными балансами в народном хозяйстве, он сразу определял результат изменения цен. Я помню, как, рассматривая варианты изменения цен на топливо, включая нефтепродукты, он сказал: «Повышение цены на топливо на один рубль с учетом
так называемых цепных связей в ценообразовании приведет к росту цен на 1 кг колбасы на 4 рубля. Планируя изменение цен на сырье и топливо, надо видеть конечные результаты — как это отразиться на розничных ценах и соответственно на населении».
Мне кажется, вывод из сказанного, очевиден. В период становления рынка России нельзя недооценивать роль ценообра-зования в развитии экономики страны и во влиянии на жизненный уровень населения. Цена — важнейший инструмент рынка. А роль государства заключается в создании условий для антиинфляционных процессов и развития экономики, поддержке конкурентной среды, гарантий социальной защиты — прежде всего малообеспеченных слоев населения.
Этот вывод из жизни и работы В.С Павлова, на мой взгляд, должны знать и применять в хозяйственной практике не только экономисты, непосредственно занятые в бизнесе, но и, прежде всего специалисты федеральных органов законодательной и исполнительной власти.
Во время гражданской панихиды по поводу смерти В.С. Павлова меня не покидала мысль, что не все люди, особенно работающие во властных структурах, понимают, какого государственного деятеля, ученого, экономиста и человека лишилась страна. Я это понимаю.
© Все права защищены.